Беседы о фотомастерстве



         

БЕСЕДА ПЯТАЯ О принципах заполнения картинной плоскости - часть 2


Конечно, снимок при этом получается. Но какой? На фото 40 элементы композиции - часть кроны дерева и облако слева, деревья и дорожка в правой стороне кадра - заняли на картинной плоскости случайные места, не образовали единого рисунка.

Облако и дерево срезаны рамкой кадра и значат для снимка так мало, что невольно возникает вопрос: а нужны ли они вообще? И деревья справа тоже отодвинуты к самой границе кадра. Дорожка, едва наметившись возможной композиционной линией, сразу же выходит из кадра. Остается незаполненной центральная часть, которая является очень активным участком пространства кадра, и это вызывает ощущение пустоты, отсутствия композиционного центра картины.

В какой-то степени зрителя может удовлетворить техничность этого снимка, сочность тонов, четкость оптического рисунка. Да, были хорошие объектив и негативный фотоматериал, лабораторные условия обработки пленки и фотобумаги. Техника сыграла свою роль, а вот фотограф с задачи не справился, не смог разместить элементы композиции на картинной плоскости, соединить их в гармоничный композиционный рисунок.

Создание снимка начинается задолго до того, как производится спуск затвора фотоаппарата. Съемка- это не краткое мгновение, длиной в 1/50 или 1/100 долю секунды. Это - процесс иногда довольно короткий, в других случаях достаточно длительный. Экспонирование - финал процесса. Все сделано раньше: задумана тема, найден сюжет, определены точка съемки и характер светового рисунка, материал скомпонован в кадровом окне фотоаппарата. Наконец, подмечен тот единственный момент, в который сюжет раскрывается с необычайной полнотой и точностью. В событии - это его кульминация. В портрете - это характерное выражение лица, выразительный жест. В спортивном снимке - это точно высеченная фаза движения. В пейзаже - это порыв ветра, отклонивший ветку дерева или солнечный блик, неожиданно упавший на желтые листья осенних кленов. Вот теперь можно нажать спусковую кнопку затвора.

Понятие "кадр". В фотографии и фотоискусстве при анализе изобразительного решения снимков пользуются профессиональной терминологией.


Содержание  Назад  Вперед